Президентом России «О безопасности зданий и сооружений». Разработчиком закона выступил Минстрой России при участии национальных объединений НОПРИЗ и НОСТРОЙ.
Необходимость внесения изменений в Федеральный закон № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений была, в частности, обусловлена существовавшим разделением технических требований в строительстве на обязательные и добровольные к применению, а также документов технического регулирования, не вошедших ни в один из этих перечней, что становилось причиной неоднозначной трактовки требований. Это также приводило к необходимости разработки специальных технических условий, дополнительным временным и финансовым издержкам.
Ключевое нововведение, предусмотренное законом, – переход от проектирования «по инструкции» и четкого следования всем национальным стандартам и сводам правил к самостоятельному выбору обоснования принимаемых технических решений. Изменения, внесенные в Федеральный закон, позволяют обосновывать их также с помощью стандартов организаций (СТО) и документов по стандартизации иностранных государств, зарегистрированных в установленном порядке в Федеральном информационном фонде стандартов, который ведёт Росстандарт. Также сохранено право обосновывать проектные решения с помощью расчетов, испытаний, моделирования, оценки рисков. Это направлено на ускорение и упрощение внедрения новых материалов и технологий, а также передового мирового опыта в сфере строительства. Еще одним немаловажным фактором является создание механизма выявления и устранения противоречий между содержащимися в формируемом цифровом реестре требованиями, предъявляемыми к объекту капитального строительства на всех этапах его жизненного цикла.
«В настоящее время формируется государственный информационный ресурс, консолидирующий все возможные требования, как добровольные, так и обязательные, предъявляемые к строительству, который планируется запустить к 1 сентября 2024 года. Это своды правил и стандарты, противопожарные нормативы, СанПиНы, радиационные нормы и другие, подлежащие применению на всех этапах жизненного цикла объектов. Предлагается законодательно ограничить возможность лицензирующих органов и экспертных организаций требовать исполнения того, чего не было в этом реестре на момент начала проектирования. В целях синхронизации требований различных ведомств в строительной сфере и устранения противоречий в них будет скорректирован порядок ведения реестра», – отметил Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Ирек Файзуллин.
«Внесенные изменения в Технический регламент позволят обеспечить гибкость в разработке и принятии проектных решений при сохранении действующих параметров и уровней безопасности объекта, применять инновационные материалы и мировой опыт в сфере строительства, а также устранят существующие противоречия и дублирования в документах технического регулирования, повысив при этом значимость регистрации различного рода документов по стандартизации в Федеральном информационном фонде стандартов», – прокомментировал руководитель Росстандарта Антон Шалаев.
Принятый Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2024 года, за исключением пункта 2 статьи 2, действие которого начнется с 1 марта 2026 года.