Одним из эффективных способов совершенствования системы управления компании в настоящее время является внедрение интегрированной системы менеджмента (ИСМ), созданной исходя из требований международных стандартов и передового управленческого опыта.
Интегрированная система менеджмента – это часть системы общего менеджмента компании, отвечающая требованиям двух или более стандартов на системы менеджмента и функционирующая как единое целое.
Интеграция – в общем случае обозначает объединение, взаимопроникновение. Ключевая задача состоит в том, чтобы обеспечить интеграцию элементов систем в целостную систему, удовлетворяющую требованиям стандартов.
Создание ИСМ – сложный проект, направленный на повышение эффективности деятельности общего менеджмента компании.
ИСМ выстраивается на соответствие требованиям международных стандартов:
-ГОСТ Р ИСО9001:2015 (ISO 9001:2015) «Системы менеджмента качества. Требования».Компания должна идентифицировать процессы имеющие существенное влияние на обеспечение соответствия продукции или услуги требованиям потребителя и управлять ими с целью постоянного улучшения и повышения удовлетворенности потребителей.
-ГОСТ Р ИСО 14001-2007 (ISO 14001:2004) «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению». Компания должна идентифицировать экологические аспекты имеющие существенное влияние на окружающую среду, которыми она может управлять, оценить и выполнять меры управления ими с целью оптимизации процессов, влияющих на окружающую среду; -
ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007 «Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования».Компания должна идентифицировать опасности, оценить риски в области профессиональной деятельности, установить, внедрить и выполнять меры управления ими с целью повышения безопасности трудовой деятельности персонала.
-ISO/IEC 27001:2013 «Система менеджмента информационной безопасности Требования». Компания должна идентифицировать процессы, влияющие на конфиденциальность, целостность, доступность, подлинность и достоверность информации и выполнять меры управления ими с целью оптимизации деятельности в сфере информационной безопасности. –
SA 8000:2014 «Социальная ответственность».Компания должна идентифицировать процессы, оказывающие влияние на общество и персонал, выполнять меры по управлению ими, с целью снижения неблагоприятных рисков в социальной сфере. - другие стандарты, регламентирующие деятельность компании.
Основой создания ИСМ служат стандартыISO серии 9000, это обусловлено тем, что базовые принципы, сформулированные в данных стандартах, в наибольшей степени соответствуют понятиям и принципам современного менеджмента. При этом особую значимость представляет внедрение процессного и системного подходов к управлению, которые предполагают управление компанией как системой взаимосвязанных процессов и целей.
Функционирование модели ИСМ, основано на реализации цикла Деминга - Шухарта PDCA «Plan — Do — Check — Act», что означает «планирование — осуществление — проверка — действие». Использование этого цикла, заложенного в современных стандартах, позволяет на практике реализовать непрерывное улучшение процессов, направленное на повышение результативности деятельности компании
Практическое создание ИСМ осуществляется по одному из следующих вариантов: - создание аддитивной (последовательной) модели ИСМ, когда к системе менеджмента качества, выполняющей роль базовой системы, добавляется система экологического менеджмента, система менеджмента профессиональной безопасности и охраны труда и др. системы менеджмента;
- создание полностью интегрированной модели, когда все системы менеджмента объединяются в единый комплекс одновременно.
Преимущества от внедрения ИСМ:
нацеливание руководителей и персонала на постоянное улучшение деятельности;
увязывание целей организации с целями процессов и, соответственно, с целями исполнителей;
установление четких границ ответственности между подразделениями, должностными лицами, и как следствие устранение организационных барьеров между подразделениями;
наделение полномочиями должностных лиц, которые непосредственно участвуют в процессе;
ускорение передачи информации с низкого уровня управления компанией на высокий, что способствует принятию эффективных решений, основанных на фактах;
достижение прозрачности управления компанией, установления ясных и понятных всем правил работы в компании;
повышение инвестиционной привлекательности.
В общем случае, порядок внедрения ИСМ в систему управления компании на основе аддитивной модели, включает последовательное выполнение следующих этапов:
Предварительный этап. Диагностируется существующая система управления с целью создания организационных предпосылок для разработки и внедрения ИСМ;
Разработка СМК. Проектируется, документируется СМК с целью создания организационной структуры и организационно-нормативной базы;
Внедрение СМК. Внедрение и проведение сертификации СМК, с целью обеспечения функционирования СМК в соответствии с установленными требованиями;
Разработка и внедрение ИСМ. Проектирование, документирование, внедрение и сертификация ИСМ, с целью обеспечения функционирования ИСМ в соответствии с установленными требованиями. При этом другие системы менеджмента, кроме первоначально внедренной ISO 9000, могут внедряться в любой последовательности:
а) ISO 9000 + ISO 14000 + OHSAS 18000 + ISO 27000 + SA 8000;
б) ISO 9000 + ISO 14000 + SA 8000 + OHSAS 18000;
в) ISO 9000 + SA 8000 + ISO 27000 и т.д.