К новому учебному году уже готовятся семьи, в которых есть школьники. Папам и мамам нужно купить такую ученическую экипировку, чтобы она была удобна, безопасна и комфортна для ребенка. Также важно знать, каким по стандартам должно быть рабочее место ученика. На все вопросы, связанные с подготовкой к школе, отвечают специалисты центров стандартизации и метрологии Росстандарта в Сибирском федеральном округе.
Комфорт и качество – в приоритете!
О том, как правильно оценить качество выбираемых вещей: рубашки, костюма, юбочки или платья, и на что стоит обратить внимание, рассказали специалисты органа по сертификации ФБУ "Омский ЦСМ"
При пошиве школьной формы могут использоваться синтетические материалы. Желательно, чтобы пиджак, брюки, юбка или сарафан были из ткани, содержащей не менее 35% натурального волокна, а подкладка не меньше, чем наполовину, состояла из натурального волокна. Рубашки и блузки ближе к телу, поэтому лучше, если синтетика в материале, из которого они сшиты, не превышает 30%
Школьная одежда для детей должна быть пошита в полном соответствии с требованиями нормативных документов. Например, по стандарту ширина подгиба низа платьев и юбок прямого силуэта – не менее 4 см. Пуговицы и петли должны располагаться симметрично, ровные строчки – на одинаковом расстоянии от края, без пропусков стежков и изменения их количества. Швы также должны быть ровными, а их срезы обметаны, концы ниток закреплены и обрезаны. Обратите внимание: рисунок, полосы и клетки на изделии должны совпадать.
Если речь идет о качестве костюмов, пиджаков и брюк для мальчиков-подростков, то в ГОСТе также прописаны закономерные требования. У брюк из шерстяных и трикотажных полотен должна быть подкладка под передние половинки брюк и лею. Самой подкладке, согласно стандарту, положено заканчиваться на расстоянии 15-20 см ниже линии колена. По периметру низа прокладывается брючная лента. Ширина подгиба брюк – не менее 3 см. На подкладке пиджака обязательно наличие хотя бы одного внутреннего кармана на застежке.
Что расскажет этикетка?
Этикетка содержит сведения об изготовителе и дате выпуска изделия, составе ткани ее виде и процентном содержании натурального и химического сырья в материале верха и подкладке, а также о способах ухода за изделием. Конечно, на этикетке указывается и размер одежды, что поможет правильно сориентироваться уже на этапе примерки.
«Внимательно отнеситесь к информации о способах ухода за одеждой. Поскольку ваш ребёнок будет носить школьную одежду по нескольку часов почти ежедневно, лучше отказаться от вещи, на этикетке которой есть знак «только химчистка». При выборе одежды для учеников обратите внимание на качество материала. Чем больше в ткани, из которой сшит костюм или платье натуральных волокон, тем комфортнее будет себя чувствовать ваш школьник», - уточняет эксперт ФБУ "Иркутский ЦСМ".
В школу – вприпрыжку!
На территории России и стран СНГ действует межгосударственный стандарт ГОСТ 26165-2003 «Обувь детская. Общие технические условия». Он распространяется на детскую обувь (включая обувь для детей школьного возраста) из кожи, искусственной и синтетической кожи, текстильных материалов и с комбинированным верхом.
Специалисты ФБУ "Томский ЦСМ" дали советы по выбору обуви для школьников. При покупке детских товаров, в данном случае обуви, необходимо помнить, что весь товар должен быть сертифицирован. Покупатель вправе затребовать сертификат соответствия, подтверждающий качество и безопасность продукции, и продавец обязан предъявлять такой сертификат по первому требованию. Зачастую, выбирая тот или иной товар, покупатель не задумывается о таком сертификате. Эксперты настоятельно рекомендуют просить предъявить продавца данный документ, в случае если продавец отказывается его предоставить – нужно подумать стоит ли покупать такой товар. Бывает, что на полке магазина левый и правый ботинки или туфли оказываются разными по длине, поэтому следует внимательно осмотреть и сравнить оба парных изделия.
Рекомендуется обращать внимание на качество материалов, из которых сделаны туфли и сапожки. Лучше, если верх обуви изготовлен из натуральных кожи, текстиля или их комбинации. Подкладка должна быть натуральной. Ведь школьник проводит в обуви не менее шести часов – от синтетических материалов нога потеет, могут появиться аллергические реакции, развиться грибковые заболевания, – это оценка гигиенистов.
Пяточка – носочек
Специалисты ФБУ "Алтайский ЦСМ" дополняют, что у детской обуви должен быть задник, поддерживающим пятку ребенка, и закрытая носочная часть. Застежки или липучки – отлично! Они фиксируют ногу и предотвращают травмы. Кроме того, обувь должна быть на низком каблуке (не более 7 мм). Девичью обувь допускается изготавливать на среднем каблуке, высота определяется индексом (фасоном) колодки по ГОСТ 3927.
Стандарт также дает рекомендации по выбору обуви и уходу за ней. Приобретая обувь, нужно учитывать размер стопы: стопа в обуви не должна быть сжата. Кроме того, приобретаемая обувь не должна резко пахнуть – это может быть признаком токсичности изделия.
Чтобы обувь служила дольше, нужно ежедневно просушивать ее при комнатной температуре; нельзя держать ее на нагревательных поверхностях (например, батареях парового отопления). Чистить туфли, ботинки и сапоги из кожи рекомендуется щеткой с применением обувного крема, обувь из замши, велюра – специальной резиновой щеткой или специальным препаратом, из лаковой кожи – жидкостью для чистки лаковой обуви, из синтетики и искусственной кожи – мягкой влажной тканью. Зимние виды обуви из синтетических и искусственных кож не рекомендуется носить при температуре ниже минус 10 °С, а весенне-осенние – ниже 0 °С.
Что касается маркировки, на этикетке должна содержаться информация о производителе, его юридическом адресе, а также о размере, модели и артикуле, материале верха, подкладки и подошвы, условиях эксплуатации и ухода.
Тяжела учёбы ноша, но портфель я свой не брошу
Определенным параметрам должны соответствовать и школьные ранцы, поясняют эксперты ФБУ "Кемеровский ЦСМ". Лямки, на которых ученики носят за плечами рюкзаки и ранцы, должны быть широкими, из мягкого материала. А ранец для учащегося начальных классов – обязательно снабжен формоустойчивой спинкой.
Вес портфеля, ранца или рюкзака без содержимого для младших школьников не должен превышать 600-700 граммов, для обучающихся средних и старших классов – не более 1 килограмма. На ярлыке изделия содержится следующая информация: название фирмы-производителя, ее юридический адрес, модель, артикул, название материала, из которого изготовлен ранец, условия эксплуатации.
Ученье – свет!
Специалисты физико-технической лаборатории ФБУ "Красноярский ЦСМ" рассказали, каким должно быть освещение рабочей поверхности.
Правильное освещение очень важно. Рекомендуется учить уроки при дневном свете, но не без персональной лампы. Лампу ставят на столе слева, если ребёнок – правша, и справа, если левша, чтобы тень от руки не падала на тетрадь. Для этого лучше всего выбрать лампу накаливания с жёлтым светом, а не галогеновую, энергосберегающую с белым светом или люминесцентную.
Настольная лампа должна быть прочной и удобной, без лишних элементов, чтобы не отвлекать внимание ребёнка. Лучше взять ударопрочную лампу, чтобы школьник случайно её не разбил и не поранился. Желательно, чтобы у лампы можно было изменять угол наклона, а яркий прикрывался абажуром и не слепил глаза. При этом в вечернее время не стоит забывать об общем освещении комнаты.
По требованиям, уровни освещённости имеют различные нормы в учебных кабинетах и лабораториях. Так, на рабочих столах уровень освещенности составляет 300-500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования – 500 лк, в кабинетах информатики на столах – 300-500 лк, на классной доске – 300-500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) – 200 лк, в рекреациях (на полу) – 150 лк.
За партой правильно сидеть – в учебе быстро преуспеть!
«Школьная парта – основной вид мебели для учеников, особенно в начальных классах. Она должна быть обеспечена регулятором наклона рабочей поверхности, который во время обучения письму и чтению должен составлять 7-15 градусов», - комментируют в ФБУ "Новосибирский ЦСМ".
Высота края стола и пространства для ног должна соответствовать росту ученика в обуви; если же высота слишком большая, следует использовать подставку для ног. Это касается и размера стула. Например, при росте ученика от 100 до 150 сантиметров высота крышки края стола над полом должна составлять 46 сантиметров (ГОСТ 11015-93), а высота переднего края сиденья – 26 сантиметров (ГОСТ 11016-93). То же касается и размеров стула для детей дошкольного возраста: высота сиденья – не менее 26 сантиметров, а высота верхнего края спинки – не менее 25 сантиметров.
Мебель для учёбы должна быть изготовлена из безвредных материалов, соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики. Располагать рабочее место школьника лучше всего у окна, чтобы ребёнок мог работать при хорошем естественном освещении.