До конца года ISO планирует разработать стандарты, регламентирующие процесс очистки корпусов судов от биологического обрастания. Биообрастание — это скопление водных организмов на морских поверхностях, которое может привести к внедрению потенциально инвазивных видов в новую среду, где они могут угрожать местным видам и нанести необратимый ущерб биоразнообразию. Кроме того, биообрастание увеличивает сопротивление судов, а следовательно, и расход топлива.
Ранее операции по очистке судов производили либо в доках, либо с помощью специальных водолазных служб. Но оба этих сценария проблемные и дорогостоящие, так как наблюдается нехватка доков, а второй вариант еще и потенциально опасен для водолазов. Поэтому возникла необходимость разработки более практичного способа очистки с помощью специальных роботов.
На рынке уже представлено множество решений от разных производителей. Одни разработаны для постоянного ухода, когда роботы-мойщики беспрерывно движутся по корпусу судна, удаляя слизь и легкие загрязнения, тем самым предотвращая их накопление. Другие ориентированы на очистку только сильно загрязненных судов. Особый интерес представляют системы, которые в процессе очистки собирают удаленный «мусор», чтобы затем утилизировать его на берегу. Такая практика препятствует распространению инвазивных видов в водах гавани. К сожалению, подобная функция есть не у всех устройств.
Международная организация по стандартизации (ISO) разрабатывает два новых стандарта, которые помогут в тестировании роботов и систем для очистки корпуса. Один из них — ISO 20679 «Тестирование систем очистки судов от биообрастаний в воде», предусматривает тестирование систем очистки непосредственно в воде, чтобы помочь судоходным компаниям убедиться в их эффективности. Второй — ISO 6319 «Выполнение и документирование очистки судов от биообрастаний в воде», предоставляет владельцам четкие рекомендации по планированию и проведению процесса очистки.
Международная организация по стандартизации заявила, что стандарты будут опубликованы в конце этого года.