Гендиректор «МегаФона» Хачатур Помбухчан предложил главе Минцифры Максуту Шадаеву создать отраслевой стандарт, «некий порядок рассмотрения корректности, правильности, полноценности действий оператора по защите абонента». По его мнению, если будет стандарт, по которому можно будет оценить качество работы оператора, произвел ли тот определенные технические действия, то при соблюдении стандарта компания не должна нести ответственность за нанесенный мошенниками ущерб. В противном случае сотни административных дел, которые были заведены против компании за последние пару месяцев, «ни к чему хорошему не приведут», заявил Помбухчан конференции «Ведомостей» «Телеком 2025» 9 апреля.
Уже несколько лет в Административном кодексе предусмотрен штраф за пропуск звонков с подменного номера. Для юрлиц он составляет от 600 тыс. до 1 млн руб. Первое дело о неисполнении оператором обязанности в отношении вызова с подменного номера Роскомнадзор инициировал в августе 2022-го в отношении «Оранж Бизнес Сервисез» (российская «дочка» французской Orange).
По словам представителя «МегаФона», с первыми административными делами о пропуске трафика с подменных номеров они столкнулись в конце 2023 года, а сейчас по всей стране идет массовая инициация подобных дел. Истцами выступают контрольно-надзорные органы.
«В законе сказано, что оператор связи обязан не пропускать подобные вызовы. По любому факту пропуска проще, не разбираясь в сложных технических аспектах, привлечь оператора связи к ответственности», — пояснил представитель, отметив, что в подавляющем большинстве случаев оператор провел весь комплекс мероприятий, необходимый для пропуска звонка. По его словам, для решения проблемы помимо внедрения стандарта также нужно будет определить госорган, который обеспечит техническую экспертизу действий оператора. Это, как считают в «МегаФоне», «позволит исключить случаи привлечения к ответственности при отсутствии вины».