Стандартинформ подготовил тематический обзор стандартов в честь Дня рождения автомобиля 29 января.
ГОСТ Р 55887–2013 «Автомобильные транспортные средства. Учебные автомобили. Технические требования и методы испытаний» распространяется на категории: М1 (легковые автомобили), М2 (пассажирские транспортные средства, имеющие более восьми мест для сидения, помимо водительского, и массой не более 5 тонн), М3 (массой более 5 тонн), N1 (грузовые автомобили с технически допустимой максимальной массой не более 3,5 тонн), N2 (от 3,5 до 12 тонн), N3 (более 12 тонн), в том числе с прицепами категорий О1 (с полной массой не более 0,75 тонн), О2 (0,75-3,5 тонн), О3 (3,5-10 тонн), О4 (более 10 тонн).
Место инструктора в учебном автомобиле по стандарту оборудовано дублирующими органами управления для вмешательства при возникновении внештатной ситуации. При наличии механической коробки передач они включают тормоза и сцепление, а автоматической – только тормоза. Инструктор имеет дополнительные устройства непрямого обзора. Его педали управления располагаются слева направо в зависимости от вида коробки передач: сцепление, тормоз и педаль подачи топлива при ее наличии
Учебные автомобили не оснащаются тахографами, но на транспортных средствах категорий М2, М3, N2, N3 это устройство активно используется.
ГОСТ 34005–2016 «Автомобильные транспортные средства. Тахографы цифровые. Технические требования и методы испытаний» устанавливает технические требования к цифровым тахографам, которые предназначены для непрерывной, некорректируемой регистрации информации о скорости, маршруте движения, режиме труда и отдыха водителей, а также ее хранения и отображения
Тахограф используют водители для регистрации и учета режимов труда и отдыха, транспортные предприятия для контроля за соблюдением водителями режимов, контролеры для проверки соблюдения водителями режимов движения, труда и отдыха
Тахограф состоит из бортового устройства, датчика движения, карты тахографа, электропроводки, антенны для приема сигналов Глобальной навигационной спутниковой системы (ГНСС). Его устанавливают на транспортное средство так, чтобы водитель имел доступ к нему со своего рабочего места.
Устройство регистрирует следующие виды деятельности водителей: «управление», «работа», «готовность», «перерыв/отдых». Осуществляет расчет и регистрацию непрерывного времени управления и совокупного времени перерывов в работе водителя.
Карта тахографа – защищенная от подделок полиграфическая продукция, которая содержит защитные элементы. Предназначена для идентификации держателя карты и определения его прав доступа к информации. Текст карт печатается на фоне следующих цветов: карта водителя – белый, контролера – голубой, мастерской – красный, предприятия – желтый.
Тахограф обеспечивает вывод на дисплей визуальных предупреждений в течение не менее 30 секунд, сопровождаемых звуковым сигналом в случае обнаружения любого события или неисправности. Сохраняет ее видимой до тех пор, пока пользователь не нажмет на клавишу для подтверждения принятия данного предупреждения к сведению, после этого звуковой сигнал прекращается. Система предупреждает водителя за 15 минут до момента и в момент превышения максимального разрешенного времени непрерывного управления транспортным средством.