Под председательством руководителя Росстандарта Антона Шалаева состоялось первое в этом году заседание Межведомственной отраслевой рабочей группы по противодействию незаконному обороту продукции машиностроения и транспортных средств при Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции. В мероприятии приняли участие представители центрального аппарата ведомства, МВД России, Росаккредитации и других федеральных органов исполнительной власти, представители ФГУП «НАМИ», отраслевых ассоциаций и бизнес-сообщества.
Одним из вопросов повестки стала выработка решений по предотвращению нарушений при установке и/или использовании на транспортных средствах устройств вызова экстренных оперативных служб (УВЭОС). С докладом на эту тему выступил генеральный директор акционерного общества «Электронный паспорт» Илья Минкин, отметив, что основными проблемами являются «сгенерированные» или несуществующие номера УВЭОС, указываемые в документах об оценке соответствия (СБКТС) и в электронном транспорте транспортного средства (ЭПТС), отличающиеся номера УВЭОС в ЭПТС и автоматизированной информационной системе «ГЛОНАСС».
Следует отметить, что устройства вызова экстренных оперативных служб или «кнопки SOS», подключенные к «ЭРА-ГЛОНАСС», с 2017 года являются обязательной частью конструкции новых и ввозимых на территорию России транспортных средств. «ЭРА-ГЛОНАСС» интегрирована со всеми действующими в стране службами спасения 112. За счет этого автоматически при тяжелой аварии или при нажатии на кнопку SOS экстренные службы в среднем за 19 секунд получают координаты автомобилей и быстрее приходят на помощь. «ЭРА-ГЛОНАСС» с максимальной эффективностью позволяет соблюдать важнейшее правило «золотого часа» в медицине катастроф: помощь, оказанная в течение часа после аварии, в пять раз повышает возможность спасения жизней пострадавших людей и минимизирует развитие опасных осложнений при травмах.
Участники заседания также обсудили вопросы оборота на отечественном рынке «жилых модулей» («кемперов»), заявляемых производителями в качестве «груза», перевозимого в соответствии с положениями пункта 23 Правил дорожного движения.
Доклад на соответствующую тему представил начальник отдела государственного надзора и контроля Управления метрологии, государственного контроля и надзора Росстандарта – ответственный секретарь Рабочей группы Карен Тадевосян, отметив, что «кемперы» несут значительную, не предусмотренную изготовителем транспортных средств нагрузку от 0,5 до 2,5 тонн, а в состав данной продукции входит различное несертифицированное оборудование, в том числе светотехника и остекление. Данная продукция не прошла оценку соответствия требованиям технического регламента Таможенного Союза «О безопасности колесных средств» и несет непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью участников дорожного движения, а в случае попадания в дорожно-транспортное происшествие значительным образом может ухудшить его последствия.
Необходимость дополнительного регулирования проблемы оборота данного оборудования была единогласно поддержана участниками Рабочей группы, в том числе предложено разработать национальный стандарт на данную продукцию, а также рассмотреть вопрос вынесения данной проблематики на площадки Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции и Всемирного форума для согласования правил в области транспортных средств (WP.29) Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН.
Напомним, что Рабочая группа была создана в 2023 году в целях реализации мер в соответствии со Стратегией по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2025 года.