Вопросы защиты конкуренции на фармрынках ЕАЭС и соблюдение прав их участников обсудили 27 сентября в Москве министр по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК Арман Шаккалиев, эксперты Комиссии и представители фарминдустрии.
«Диалог с бизнесом позволяет рассказать о применении норм права ЕАЭС и вовремя услышать запрос на их трансформацию», - считает Арман Шаккалиев.
Мероприятие организовано Ассоциацией международных производителей медицинских изделий IMEDA и стало первым в серии запланированных встреч бизнеса с экспертами Комиссии по вопросам антимонопольного регулирования трансграничных рынков лекарственных средств и медицинских изделий. Арман Шаккалиев отметил важность такого диалога.
«Для нас важно понимать, как представители фарминдустрии реагируют на наши правовые инициативы и уже действующие нормы. Есть такое понятие «регуляторный фаворитизм», когда через свои инициативы регуляторы создают условия, делая при этом определенный крен в сторону квазигосударственного сектора. Мы хотим, чтобы в нашей регуляторике такого крена не было. Не было предпочтений государственным экспертам и лабораториям. Мы должны создать максимальные условия для конкуренции производителей», – подчеркнул руководитель конкурентного блока Комиссии.
Правовая база общего рынка лекарственных средств и медицинских изделий сформирована и действует на территориях стран ЕАЭС с 2017 года. В период пандемии и после неё эти рынки получили динамичное развитие. «Растущие объемы фармрынка подчеркивают необходимость поддержки справедливых условий между его участниками», – сказал министр. Согласно отчетам аналитиков, ежегодный прирост объемов фармрынка ЕАЭС составляет 10–12%. В 2024 году, по прогнозам, он может достигнуть 40 млрд долл. США.
Представители Комиссии, рассказывая о правоприменительной практике ЕЭК, отметили, что соглашения производителей и дистрибьюторов медицинской техники и лекарственных средств должны учитывать реалии ЕАЭС – единое экономическое пространство и общий рынок товаров.
Эксперты отметили необходимость для производителей исключить из договоров сегментацию рынка по территориальному принципу, а также обозначили, что ограничения по территории продаж должны быть экономически обоснованы и применяться только в исключительных случаях.
Говоря о новеллах в сфере правового регулирования, особое внимание бизнеса представители ЕЭК обратили на один из инструментов «мягкого регулирования» – предупреждение, который действует с июля текущего года и дает бизнесу возможность оперативно устранить недобросовестную практику поведения и тем самым избежать штрафов. В завершение встречи представители фармотрасли озвучили ряд вопросов, в том числе касающихся использования товарных знаков, параллельного импорта, правоприменительной практики норм Договора о ЕАЭС, и другие.