С 1 марта 2022 года производители обязаны будут маркировать все виды бутилированной воды, включая обработанную питьевую, которую набирают из-под крана и очищают перед продажей. Это определено постановлением кабмина, которое вступает в силу 23 декабря. А с начала декабря специальными кодами должна снабжаться вся выпускаемая минералка.
В 2019 году спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко обратила внимание, что, по оценкам экспертов, в большинстве случаев вода в бутылках не соответствовала тому, что написано на этикетках. Доходило до того, что минералку производили компании, у которых даже не было доступа к скважинам.
В палате регионов взяли вопрос на контроль и создали рабочую группу по противодействию незаконному обороту упакованной питьевой воды, которую возглавил первый зампред Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин.
В качестве одной из мер борьбы с фальсификатом сенаторы предложили маркировать бутилированную воду, чтобы контролировать её качество. С 1 апреля прошлого года производители могли зарегистрироваться в системе, созданной для отслеживания товаров, добровольно. 31 мая этого года кабмин принял постановление, согласно которому производители воды обязаны наносить QR-код на каждую бутылку и отправлять данные о выпускаемых партиях в информационную систему «Честный знак». Это касается и отечественных компаний, и зарубежных поставщиков.
Таким образом подтверждается, что вода соответствует обязательным требованиям, а у производителей есть право на товарный знак или географическое наименование, например «Ессентуки», «Архыз» или «Сенежская». С 1 декабря этого года обязательной маркировке подлежит минеральная вода, а с 1 марта следующего — другие виды бутилированной воды. Эти требования распространяются и на обработанную питьевую воду, в том числе из-под крана, способами, разрешёнными техрегламентом ЕАЭС.
По словам Сергея Митина, значительная часть воды, которую продают в российских магазинах, — именно обработанная, но отличить её от природной по этикетке бывает нелегко. Основная цель вводимых новшеств — возможность отследить движение каждой бутылки от завода до конечного потребителя. Прослеживаемость товаров должна обеспечить качество продукции.
В целом механизм уже отработали, так как в России маркируют целый ряд товаров, включая шубы, лекарства, шины и табак. Например, если на упаковке таблеток нет специального кода, значит, лекарство продаётся нелегально. Опыт первых товарных групп уже показал, что «серая» составляющая уходит, фальсификата и контрафакта становится в десятки раз меньше, так что маркировка способна серьёзно повлиять на состояние рынка питьевой воды, считает он.