С 1 июня 2019 года в Российской Федерации вступили в действие более 20 национальных стандартов новых серий ГОСТ Р 58401 «Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Система объемно-функционального проектирования» и ГОСТ Р 58402 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы минеральные для приготовления асфальтобетонных смесей. Система объемно-функционального проектирования».
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» определен ряд задач, связанных с развитием сети автомобильных дорог. В частности, предусмотрено увеличение доли автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяженности не менее, чем до 50 процентов. Эта задача включена также в Паспорт национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В рамках решения этих задач разработан комплекс национальных стандартов в области методологии объемного проектирования асфальтобетона на основании результатов мониторинга применения соответствующего комплекса предварительных национальных стандартов.
До 1 июня 2019 года в Российской Федерации в течение двух лет действовали предварительные национальные стандарты (ПНСТ), распространяющиеся на проектирование и технические требования, а также методы испытаний для асфальтобетонов и исходных материалов, необходимых для их приготовления, разработанный на основе методологии «Superpave».
Применение комплекса ПНСТ проводилось на объектах Центрального, Южного и Северо-Западного округов Российской Федерации и позволило добиться хороших эксплуатационных характеристик дорожных покрытий в сравнении с участками, построенными с применением асфальтобетонных смесей по традиционной методике
Спустя два года после введения в действие комплекса предварительных национальных стандартов было принято решение о разработке на их основе национальных стандартов Российской Федерации с учетом положений, вступившего в полную силу Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог».
Основным отличием системы объемно-функционального проектирования асфальтобетонных систем от традиционных методов проектирования является учет климатических факторов и грузонапряженности для каждого отдельного участка строительства и индивидуальный подход к подготавливаемой смеси. Применение новой методологии позволяет проектировать асфальтобетонные и щебеночно-мастичные смеси с наилучшими эксплуатационными характеристиками, то есть смеси, которые будут более качественными и долговечными.
В новой системе, при выпуске асфальтобетонной смеси на заводе, ее качество проверяется на соответствие утвержденному рецепту, то есть определяют соответствие тех свойств смеси, которые заявил производитель при утверждении рецепта у заказчика. Подобный подход снижает до минимума возможность замены дорогостоящего материала, заявленного при утверждении рецепта, на низкокачественные исходные материалы в составе асфальтобетонной смеси.
Первые участки автомобильных дорог из асфальтобетонных смесей, запроектированных по системе объемного проектирования, были построены еще в 2014 году и до сих пор не требуют ремонта. На данный момент построено уже порядка 1000 км покрытий из этих смесей и строительство продолжается.
Система объемно-функционального проектирования асфальтобетонных смесей – это безусловно огромный шаг вперед для развития дорожной сети Российской Федерации, которая дает возможность проектирование асфальтобетона с учетом климатических условий и транспортных нагрузок на основе методов испытаний, моделирующих реальные воздействия на дорожное покрытие.
Ввиду возможности увеличения срока службы покрытий, запроектированных по данной методологии, она включена в целый ряд проектов на федеральных и территориальных автомобильных дорогах
Разработка стандартов осуществлялась «Центром метрологии, испытаний и стандартизации» совместно с «Научно-исследовательским институтом транспортно-строительного комплекса» по заказу Федерального дорожного агентства (Росавтодор) в рамках деятельности технического комитета по стандартизации №418 «Дорожное хозяйство».