12 декабря в Торгово-промышленной палате РФ в смешанном формате состоялся круглый стол, организованный Советом ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике, на тему «О механизмах стимулирования инвестиционной активности в реальном секторе экономики. Факторы, сдерживающие заключение офсетных контрактов в импортозамещение».
В заседании приняли участие Президент ТПП РФ Сергей Катырин, вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин и директор Департамента проектной и инвестиционной деятельности ТПП РФ Кирилл Баранов.
Открывая заседание, Президент ТПП РФ Сергей Катырин напомнил, что сегодня наиболее популярной отраслью, где используют механизм офсетных контрактов (контрактов со встречными инвестиционными обязательствами), является фармацевтика. На нее приходятся 4 из 7, заключенных российских контрактов, что в целом ничтожно мало для такой страны, как Россия. По словам главы Палаты, необходимо разобраться, почему этот инвестиционный инструмент не работает должным образом и как его сделать привлекательным для широкого круга участников: от делового сообщества до представителей государства.
Владимир Гамза, председатель Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике, отметив, что во всем мире офсетные контракты играют первейшую роль при решении государством комплексных задач и программ, остановился на трех главных, на его взгляд, проблемных вопросах. Во-первых, использование офсетных контрактов в соответствии с 44-ФЗ необходимо распространить практически на все отрасли экономики. Во-вторых, изменить законодательство, регулирующее контрактную деятельность, в части, предусматривающей участие в механизме офсетного контракта всех организаций с государственным участием, в частности, госкорпораций в сфере строительства, ОПК. И в-третьих, рассмотреть возможность обязать крупные частные компании, занимающие доминирующее или монопольное положение на рынке, работать по офсетным контрактам с малым и средним бизнесом. По мнению Владимира Гамзы, если эти проблемы решить, то задача модернизации отечественной промышленности будет практически выполнена.
Юрий Чайка, исполнительный директор Ассоциации межрегионального социально-экономического взаимодействия «Центральный федеральный округ» рассказал о двухлетнем опыте по работе с офсетными контрактами в ЦФО. По его словам, офсетные контракты заключаются только на региональном уровне, в сферах фармацевтики, ИТ и социального питания. Они требуют высокой степени централизации (один крупный заказчик), больших заказов, зачастую формирующих новые рынки (как, например, Москва, закупающая аккумуляторы для электротранспорта) и доступной аналитики для инвесторов.
Константин Шарловский, руководитель практики «Фармацевтика и здравоохранение» в юридической компании «Пепеляев Групп» остановился на теме юридической практики сопровождения офсетных контрактов. Он подчеркнул, что в 2022 году в законодательстве произошли большие изменения, которые потенциально должны положительно повлиять на активизацию заключения офсетных контрактов. Так, был снижен инвестиционный порог, который был слишком высок для потенциальных инвесторов - с 1 млрд до 100 млн рублей. Он также обратил внимание, что офсетные контракты недоступны для большинства регионов, которые не могут гарантировать объем закупок, а на федеральном уровне они по факту невозможны. Константин Шарловский предложил гармонизировать правовые нормы, касающиеся офсетных контрактов и отраслевое законодательство, а также обратил внимание на проблему конкуренции и вероятную необходимость предварительного согласования офсетных договоров с ФАС.
Лариса Науменко, директор юридической компании «ЦПО групп» в своем выступлении коснулась проблем МСП и офсетного контракта, заметив, что для малого и среднего предпринимательства это очень интересный инструмент. Она подчеркнула, что новый порог входа в 100 млн рублей все равно велик для МСП, что особенно чувствуется в дотационных регионах, где к тому же до сих пор нет необходимого нормативного-правового регулирования этого механизма. Сложности возникают и при попытках заключения межрегиональных контрактов. Учитывая, что сроки контракта могут достигать 10 лет, Лариса Науменко затронула вопросы страхования, гарантий и необходимости льгот для инвестора.
Александр Быков, директор по экономике здравоохранения АО «Р-Фарм» поделился корпоративной практикой заключения и реализации офсетных контрактов, отметив, что они очень удобны для фармацевтики. А опыт заключения такого контракта с Москвой получился весьма интересным и многообещающим. Ведь задача фармкомпаний обеспечить потребителей качественными, дешевыми лекарственными препаратами без сбоев.
Артем Барашев, эксперт платформы «Росинфра», исполнительный директор ООО «И1 инфраструктура» рассказал о предложениях по устранению препятствий на пути развития и применения офсетной модели путем изменения законодательных норм. Он, в частности, подчеркнул, что у Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области нет особых проблем, потому, что офсетное законодательство во многом создавалось с учетом этих регионов. Так, например, инициатором офсетного контракта всегда выступает субъект РФ, что сегодня требует изменения в интересах муниципальной власти.
Андрей Толстиков, председатель Комиссии по развитию региональных финансовых институтов при Совете ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике обратился к международной практике, подчеркнув, что Франция и Япония в свое время обеспечили себе промышленный рост за счет применения офсетных контрактов. Он призвал разграничивать внедрение офсетной модели и тему импортозамещения, остановившись в выступлении на применении мер стимулирования инвестиционной активности.
Подводя итоги выступлениям и их обсуждения, Сергей Катырин подчеркнул, что сегодня на заседании прозвучали не только актуальные проблемы, но и возможные варианты их решения, которые необходимо при помощи членов профильного Совета обобщить и направить в законодательные и исполнительные органы власти, что и будет сделано в ближайшее время.