Механизм обзора торговой политики занимает важное место в системе инструментов ВТО по обеспечению транспарентности торговых режимов членов организации и оценки соблюдения ими своих обязательств в рамках многосторонней торговой системы.
В ходе мероприятия детально рассматривалась экономическая и торговая политика России за период с момента проведения предыдущего обзора в 2016 году.
Основой для дискуссии послужили доклады, которые готовятся по стандартной процедуре ВТО при проведении обзоров торговой политики. Один подготовлен российской стороной, другой – Секретариатом ВТО. Доклады содержат детальное описание различных аспектов торговой и экономической политики страны (макроэкономическая политика, фискальная политика, конкуренция, участие государства в экономике, участие в региональных торговых соглашениях, таможенно-тарифная политика, ограничения в отношении импорта/экспорта, меры торговой защиты, субсидии, нетарифные меры регулирования, доступ на рынок услуг и инвестиций, интеллектуальная собственность и пр.).
Обзор ожидаемо вызвал повышенный интерес со стороны большинства участников. России было адресовано свыше 1100 письменных вопросов от 40 делегаций, более 50 членов ВТО выступили с преимущественно положительными оценками и комментариями. Отмечалась стабильная и взвешенная макроэкономическая и фискальная политика. Практически все выступления содержали высокие оценки усилий Правительства по диверсификации экономики, поддержки малого и среднего бизнеса и развития женского предпринимательства. Много позитивных оценок звучало с связи с улучшениями в таможенно-тарифной политике и полной имплементацией Соглашения ВТО об упрощении процедур торговли. Особо отмечалась активная роль России в переговорах в ВТО и подготовке к 12-й Министерской конференции ВТО.
«Отчетный период ознаменовался целым рядом позитивных изменений в регулировании инвестиционной деятельности в РФ», - отметила глава российской делегации, директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Екатерина Майорова. По ее словам, некоторые из внедренных в России механизмов привлекли особое внимание членов ВТО, о чем свидетельствовали представленные вопросы. Среди них - трансформация делового климата, регуляторная гильотина, регуляторные песочницы, а также механизм соглашений о защите и поощрении капиталовложений, который обеспечил предсказуемость условий для крупных инвестиционных проектов.
«Мы приняли к сведению многие поступившие вопросы по экологической политике России. В этой области также была проделана значительная работа», - продолжила директор департамента МЭР. Так, недавно принятый закон об ограничении выбросов парниковых газов ввел обязательную отчетность о выбросах крупнейшими эмитентами. Закон также создал стимулы для реализации добровольных климатических проектов.
«С прошлого года интенсивно развивается система зеленого финансирования. В завершающей стадии находится проект таксономии зеленых проектов. По поручению Президента Правительство России в настоящее время работает над долгосрочной стратегией низкоуглеродного развития. Как продолжение траектории целевого сценария в нее заложен выход на углеродную нейтральность не позднее 2060-го года», - рассказала она.
Следующий обзор торговой политики России в ВТО запланирован в 2026 году.